Форум Матвейково

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Матвейково » Деревня » Учись, студентик )))


Учись, студентик )))

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Матвейково. Упоминается в 1577 г. в вотчине за Даниловским монастырем Коневского стана «д. Матвейково» дача царя и великого князя, а «преж была за Семеном Шереметевым в вотчине». Семен Шереметев, вероятно, из семьи Шереметевых, обладавших в Коломенском уезде значительными владениями, боярин, умер в 1562 г.
Название патронимическое от канонического имени Матвей (от евр.— дар божий), в его народной форме Матвейко, или фамилии из него — Матвейков.
В 1908 г. в Матвейкове на р. Киреевке числились: казенная винная лавка, парчовые заведения крестьян: И. В. Ионова, С. С. Ионова (занято 15 рабочих), В. С. Ионова(15 человек), В. П. Сычкова(17 человек), И. Гулина (14 человек); в 1912 — земское училище.

17 апреля   2004 г «Ступинская панорама»
МАТВЕЙКОВО

С ТАКИМ названием существует деревня, которая входит в состав Ситне-Щелкановского сельского административного округа. Она находится в 6 километрах в западном направлении от с. Ситне-Щелканово и в 10 км от г. Ступино, расположившись по обеим сторонам небольшой, обильной ключами речушки Киреевки протяженностью 12 км, притока Оки.

По всей вероятности, деревня получила такое название по имени одного из первых поселенцев, которого звали Матвей (Матвей -божий дар (евр.), а в народной речи того времени - Матвейко. Фамилии крестьянам стали давать лишь во второй половине девятнадцатого века.
Точная дата возникновения Матвейкова неизвестна. Но первое упоминание о деревне встречается в 1577 году в составе вотчины за Даниловым монастырем Коневского стана Коломенского уезда. "Деревня Матвейково - дача царя и великого князя, а преж была за Семеном Шереметевым в вотчине".
Подтверждением тому, что здесь имелись владения, принадлежащие Данилову монастырю, служит не только выписка из документа, но и предание у населения, что монастырь был мужской. Кроме того, в 70-х годах двадцатого века в матвейковском лесу, приблизительно в трех километрах от деревни, в местечке под названием Муравлиха (Муравьиха), на поляне . производились посадки елочек, и работавшие там подростки Кукушкины - Владимир, Зинаида, Александр, Локтионов Владимир и другие видели земляные валы, остатки битого кирпича, следы от некогда бывших построек, а также остатки колодца с хорошей родниковой водой, которую они пили, ряд земельных холмиков. Лесник К. И. Мосин говорил, что это место монастыря. Известно, что при Екатерине II произошла секуляризация монастырей и церквей. В результате число их уменьшилось. Угодья изымались в пользу государства. Теперь это место заросло молодым лесом. Но то, что здесь было поселение - бесспорно.
Первоначально поселение с небольшой деревянной церквушкой находилось несколько южнее, чем сейчас, там где в р. Киреевку впадает Воронка; но случившаяся моровая язва (возможно, холера) унесла жизни почти всего населения деревни, поэтому ее забросили и построили на новом месте в верховье реки. Об упомянутом выше событии сохранилось предание у старожилов и древнее заброшенное, забытое кладбище на левом берегу Киреевки в лесу, приблизительно на расстоянии в 0,5 км от южной окраины деревни на восток. Сохранился ров, прослеживаются могильные холмики.
Деревня была отрезана от Каширского большака труднопроходимыми лесами и болотами. Постепенно тяжелым трудом поселян сводилась часть леса, кустарники и осваивались пространства под пашню и луга.
После дворцового переворота 1762 года деревня Матвеиково входила в обширные владения графов Орловых-Давыдовых, пожалованных Алексею Орлову-Чесменскому Екатериной II. Земли супесчаные, подзолистые давали при примитивном ведении земледелия невысокие урожаи. Поэтому население; помимо земледелия и скотоводства, занималось охотой, ловило рыбу, собирало ягоды, грибы, орехи. Садоводство и огородничество были развиты слабо, так как низкий уровень грунтовых вод мешал их развитию, а весенние заморозки (деревня расположена в низине) губили посадки. Широко было развито бортничество (пчеловодство). Население занималось лесным хозяйством, заготовкой делового леса и дров, драло лыки для лаптей и возжей, изготовляло повозки, сани, дуги, колеса, выжигало древесный уголь, гнало деготь.
Зимой обозы с дровами и сеном, с лыками двигались на ярмарки в Каширу, где происходил обмен товарами.
Деревня насчитывала более 100 дворов. Коренные жители носили фамилии: Чижовы, Шуваловы, Чугуновы, Лопуховы, Сычковы, Пичугины, Лысяковы, Подметуховы, Крыловы.
Освобождение от крепостного права здесь произошло ранее 1861 года. По преданию, это случилось по воле графов Орловых, которые в летний сезон жили в своих имениях, часто выезжали в села, чтобы посмотреть, как идёт сенокос или жатва, а порой и на охоту.
Будучи любителями музыки и пения, они не только имели придворный театр, прекрасный оркестр, своих композиторов (отец и сын Гурилевы), но,и часто устраивали хороводы и слушали пение поселян. Особенно прославились в этом талантливые крестьяне Матвейкова и Вихорны. За это они графиней Анной Алексеевной. Орловой-Чесменской якобы были освобождены от крепостного права и им пожалованы луга не только в пойме Оки у Кошелевки, Головлинки (32 десятины), часть Прилуцких лугов до устья реки Лопасни (28 десятин), но и земли западной части Ступина (теперешняя промышленная зона). Им же была выделеена в пользование значительная часть лесного массива Орловых. Имелась дарственная грамота. И еще в довоенное время, и в 50-60 годы, когда не были распаханы пойменные луга, жители Матвейкова и Вихорны занимались сенокосом. Это было настоящим праздником. Выезжали бригадами, в основном молодежь. Строились шалаши. В лугах звучали песни, далеко разносились звуки гармоники.
Но таким положением было недовольно местное приокское население, лишенное богатых угодий. Поэтому часто возникали скандалы, порой и драки.
В начале 30-х годов двадцатого века матвейковский житель Федор Иванович Клячин даже ездил к М.И. Калинину и показывал ему грамоту. В ответ Михаил Иванович улыбнулся и ответил: "Уж если графы Орловы жаловали вас землей, то Советская власть и подавно не будет ее отнимать".
Грамота хранилась в Матвейковском сельском совете, но, к сожалению, сгорела во время пожара в 1942 году. Когда началось укрупнение колхозов, эти угодья отошли к совхозу "Жилевский" и частично к Серпуховскому району. Заливные луга были распаханы и отведены под пашню.
Но грамота пропала, и, возможно, всё обстояло несколько иначе.
Графы Орловы были большими любителями музыки. "Между прочими упражнениями хочется и музыку завести", - писал граф Владимир в своем дневнике. По его мнению, музыка необходима для заполнения жизни, особенно в деревне.
Так в конце восемнадцатого века им был создан крепостной театр с оркестром, которым дирижировал крепостной композитор Лев Степанович Гурилев. Известным композитором стал и его сын Александр, которому принадлежат такие песни и романсы: "Однозвучно звенит колокольчик", "Матушка-голубушка", "Не шуми ты, рожь , другие, известные и в наше время.
Часто с целой кавалькадой свиты Орловы выезжали на охоту, посещали окрестные деревни и села во время полевых работ, особенно в сенокос и жатву, заставляли крестьян петь песни, плясать, водить хороводы.
В начале XIX века из прямых потомков Орловых осталась лишь дочь графа Алексея Орлова-Чесменского Анна Алексеевна. Не вдаваясь в подробности ее жизни, следует отметить, что, являясь од ной из крупнейших душевладелиц того времени, она не приветствовала крепостное право и старалась всячески облегчить тяжелую участь своих подданных.
В 1822-1823 годах она посетила подмосковные имения своего отца, в том числе Хатунь и Хатунскую волость, подробно знакомясь с жизнью крестьян. Это был ее последний приезд. В воспоминаниях Д.Н. Свербеева (предводителя дворянства) отмечалось: "Не знаю, как распорядилась она при жизни и по духовному завещанию со своими, в разных губерниях, имениями и с крепостными, но еще задолго до своей смерти с селом Хатунью и ревизскими при нем 4000 душами поступила следующим образом:  заложив их в охранной казне за один миллион рублей ассигнациями, она обратила их в свободных хлебопашцев, предоставив им все без остатка принадлежащие этому имению земли, в том числе лесную дачу более 10 тысяч десятин береженного крупного бора строевого и леса мачтового, известного в местности под именем "Лосиный остров". Лишь около 2500 десятин леса отдала графиня на сруб купцам..." Факт этот достоверен.
Так, до совершения законного акта об освобождении крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, крестьяне Хатунской волости, в которую входили жители Матвейкова и Вихорны, уже в 1839 году стали свободными хлебопашцами. В специальной купчей крепости было записано: "Желая упрочить благосостояние своих крестьян, на вечные времена отпускаю в свободные хлебопашцы на всех правах и преимуществах, ныне существующих и впредь для них существовать могущих, всех Хатунской моей волости крестьян тридцати восьми сел и деревень с их женами и прочим..."
Всем уволенным крестьянам графиня продала "в неотъемлемую мирскую собственность все пахотные и непахотные земли и прочие...", поставив лишь одно условие: "чтобы крестьяне заботились о благоустройстве храмов Хатунской волости, а распределение между собой купленной земли было полюбовно и безобидно".
По всей вероятности, каждая из 38 деревень и сел получила отдельную грамоту, поэтому приведенная выше красивая легенда об особых привилегиях жителей Матвейкова и Вихорны, очевидно, мало достоверна. Она, видимо, явилась народным вымыслом, тем более, что проверить ее содержание сейчас невозможно из-за пропажи жалованной грамоты.
Кроме того, жители этих поселений обладали большим трудолюбием и прилежанием, вовремя выполняли все крепостные работы и повинности. Поэтому пользовались особым доверием и благосклонностью у графов Орловых.
Графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской им были дополнительно прирезаны заливные луга в пойме реки Оки между Кошелевкой и Головлинкой у озера Бездонки (32 десятины) и к западу от Прилук до устья реки Лопасни (28 десятин).
Середина и вторая половина девятнадцатого века характерны заметным оживлением промышленного производства и народных промыслов. Широко было разви то производство парчи. Освобожденное от крепостной зависимости население- получило возможность, особенно в зимнее время, после окончания полевых работ, заниматься извозом, уходить в города за дополнительным заработком, в отхожий промысел. Разбогатевшие крестьяне нередко сами начинали открывать небольшие предприятия для изготовления тех или иных товаров. Вначале работали сами семьями, которые были большими, а затем, собрав некоторый капитал, стали пользоваться наемным трудом.
В деревне Матвейково и селе Вихорна было развито производство по изготовлению ткани из парчи с использованием дорогих металлов (златоткачество) для нужд церкви. Из нее изготовляли ризы и другое церковное облачение. Здесь появились такие предприниматели, как Сычков, Ионовы, Малыганов, Климановы, в Вихорне - Ермаковы. Крестьяне Румянцевы занимались изготовлением солода, позднее получили фамилию Солодовниковы. Производство носило характер рассеянной мануфактуры: работали на ручных станках, работники-крестьяне были надомниками, получали от владельца сырье и готовую продукцию, сдавали хозяину. Ионовы построили в центре деревни двухэтажное здание (большой дом), в котором жили сами, часть помещения использовали под производство: здесь стояли ручные станки. Сычков, кроме того, имел магазин и чайную. Один из колодцев до сих пор носит название "Сычков колодец". ' Он отличается особенно чистой и вкусной водой. Другая чайная принадлежала Чугунову. У Гулиных был свой магазинчик.
Заработки, по словам старожилов, были хорошими. Так Дегтярев Никита Григорьевич рассказывал, что получали до 50-75 рублей в месяц. Это были большие по тем временам деньги. После окончания работы существовала традиция -идти пить чай в чайную, где обычно заказывали пару чая, а иногда и шкалик водки. Здесь же обсуждались все события, текущие дела.
Пьянства в деревне не было. Выпивали только по праздникам, при совершении различных сделок или по случаю того или иного семейного торжества. В период первой мировой войны торговля спиртным была запрещена.
Производства просуществовали до Октябрьской революции, затем они были разорены, станки заброшены или разбиты, мастерство забыто. Дом Климанова заняли под колхоз и сельский Совет. Дом Ионовых реквизировали. (Сейчас здесь - медицинский пункт). Бывшие хозяева и их потомки выехали в Москву. Так, например, до сих пор там проживают Моновы, которые ранее приезжали в Матвейково к своим родственникам. Климановых выселили.
Торговля осуществлялась самими хозяевами, которые вели ее честно, выгадывая небольшую прибыль на существование своей семьи. Наценка на все товары копеечная. С возникновением сельской потребительской кооперации, центром которой было Жилевское сельпо, частные лавочки и чайные прекратили существование. Магазин и чайная, принадлежащие Сучкову, стали собственностью государства. Здесь открыли магазин и избу-читальню. Торговля спиртным была вначале ограничена Советской властью. Водку и винные изделия продавали в монопольном магазине в селе Хатунь, причем водка продавалась в таре вместимостью 1 четверть (3 литра). И только с переходом к первым пятилеткам, когда потребовались крупные денежные средства, спиртное стали свободно продавать во всех торговых точках. Чайная закрылась.
Во время первой мировой войны и после ее окончания в Матвейковских лесах появилось много дезертиров. Особенно прославился бывший студент училища Фидлера (позднее - Высшее техническое училище им. Баумана) Давыдов, который умел подделывать печати и документы. Жители вспоминали, что по его "документам" многие ездили в голодные годы в плодородные районы за хлебом, и чекисты их не задерживали. Позднее Давыдов был арестован и, видимо, расстрелян, многие из дезертиров стали строителями Каширской ГРЭС, так как добровольный приход на строительство, согласно документу В.И. Ленина, освобождал от наказания. (По воспоминаниям фельдшера Стаханова Алексея Дмитриевича, работавшего в Ситне-Щелкановской больнице).
До коллективизации каждая семья имела земельные наделы, выделяемые обществом по количеству душ. Крестьяне также получили в собственность .часть лесов. Пользовались лесными покосами, там же пасли скот, которого было очень много. Редкая семья не имела коровы. Держали много овец, свиней, птицы. В каждом хозяйстве были лошадь, сани, телега и вся упряжь. У некоторых имелись выездные лошади. Кроме того, миром косили приокские и ступинские луга. Поэтому в личное подворье входили сараи, вдоль реки Киреевки были построены бани, которые топили "по-черному", и лишь в 30-е годы появились бани с трубами. Несмотря на это, сохранялась привычка мыться в печах, иногда даже в тех семьях, которые имели бани.
Многие семьи имели амбары, погреба. Двери домов не закрывались на замок, если уходили куда-либо, на пробой клали накладку. Все деревенские дела решали на сходах, которыми руководил староста. Разбирались споры, распределялись по жребию пашни и покосы, лесные делянки. Миром нанимали пастухов и назначали им жалованье. Обычно это были беднейшие крестьяне. Кормили их по очереди, число дней определяли от количества скота в подворье. Существовала поговорка: "Окончил курс начальной школы, экзамен сдал на пастуха". Сообща население ремонтировало дороги: делали мосты, в топких местах укладывали бревна (гати). В случае пожара помогали строить новый дом, это носило название «толока». Вообще, население жило мирно, все относились друг к другу дружелюбно. В Тае беды помогали соседям, период НЭПа жизнь крестьян резко улучшилась. С помощью потребительской кооперации они стали приобретать железные плуги, бороны, веялки, конные грабли, жатки и другое. Коллективизация началась в начале 30-х годов. Первыми в колхоз, названный "Правда", вошли беднейшие крестьяне. Организаторами бьши Голиков, Д. Лысяков, Ф. Клячин и другие. В это время был такой лозунг: "Со всем инвентарем в колхоз вступай, не режь свои скот, не продавай". Были обобществлены лошади, часть крупного рогатого скота. Крестьяне сдали орудия труда, повозки, упряжь. Центром колхоза стал бывший дом Климанова. Общими силами построили коровник, свинарник и овчарню, зернохранилище и Сарай с током для хранения сортировочной техники, организовали пасеку. Имелись кузница, сарай для хранения упряжи с шорной.
Б. МИХАИЛОВ,
внешт. корр.,
с. Ситне-Щелканово.

8 мая 2004 г. «Ступинская панорама»

Когда пылал мой край в огне…

22 ИЮНЯ 1941 года, в полдень, по радио было передано выступление Председателя Совнаркома СССР, министра иностранных дел В.М. Молотова, в котором он заявил о внезапном вероломном, бандитском нападении фашистской Германии на нашу Родину. Он призвал весь народ сплотиться вокруг Правительства и отдать все силы, знания и волю на разгром врага. Начавшуюся войну он назвал Отечественной, так как ее цель - защита Родины, чести и свободы нашего народа: "Наше дело правое! Враг будет разбит. Победа будет за нами!"
Вслед за этим сообщением были объявлены указы Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных, родившихся с 1905 по 1918 год, о введении военного положения в ряде республик и областей страны, о первых мероприятиях Советского Правительства по отпору врагу.
Гнев и возмущение охватили весь народ. Многие призывники, не дожидаясь вручения повесток, устремились в свои военкоматы. Многих ребят беспокоила мысль, что они не успеют попасть на войну. Мало кто тогда думал, что война будет столь тяжелой и длительной.
Десятки жителей деревни Матвейково ушли защищать Родину. Одними из первых были: председатель колхоза М. Воробьев, Николай Клячин, Алексей Лукич Чижов, Василий Калистратович Акатов, Михаил Карташов, трое братьев Громовых и многие другие
Несмотря на временные неудачи, никто не сомневался в том что мы победим. Особенно после выступления 3 июля 1941 года И.В. Сталина, который стал Верховным Главнокомандующим и Председателем Совета Обороны СССР.
Из колхоза "Правда" в Красную Армию для формирования кавалерийских частей было отправлено много лошадей. Хатунская МТС также направила большую часть своей техники: тракторов, В том числе гусеничных - СТЗ -НАТИ, которые ранее работали на колхозных полях. В связи с этим сложилась трудная обстановка. Большинство сельскохозяйственных работ пришлось вести вручную, а рабочих рук не хватало.
В первые дни войны наблюдалась некоторая паника. Многие жители опасались ухудшения продовольственного снабжения и голода. В магазинах возникали огромные очереди. Расхватывались любые товары: соль, спички, крупы, сахарный песок и все, что только можно было купить и достать. Но после заявления Совнаркома о том, что перебоев со снабжением продуктами не будет, все быстро вошло в обычную колею. Но, к сожалению, вскоре ввели карточки.
Урожай в том году выдался богатый. На полях созревали хлеба. В полный рост вымахали травы. Чтобы убрать и сохранить выращенный урожай, вышло население деревни от мала до велика. Люди считали своим долгом помогать фронту всем, чем можно.
22 июля 1941 был совершен первый налет фашистской авиации на Москву. Но силы МПВО дали врагу сокрушительный отпор. Потери среди населения были незначительны, разрушений и пожаров почти не было. Тем не менее, сохраняя население столицы, из Москвы было эвакуировано много жителей, в основном - женщин, стариков, детей. Некоторые из них приехали к родным и знакомым. В школе и двухэтажном здании (большом доме) поселили около двухсот детей дошкольного и школьного возраста. Их родители тоже были сердечно приняты и размещены в деревне. Карточек еще не было, поэтому и дети, и их родители бесплатно питались в столовой бывшего ранее в деревне пионерского лагеря. Кроме того, приобретали молоко, яйца и другие продукты в деревне, а также привозили их из Москвы.
Когда началась жатва, зерновые быстро скосили конными жатками. А для того, чтобы связать снопы, в поле вышли и престарелые женщины, и подростки. Дома готовили свясла, старались поставить как можно больше копен. Даже подростки ставили по пять копен в день, а ведь в каждой из них - 60 снопов!
Но скирдовать хлеб было некому. Обратились за помощью в Матвейковскую начальную школу. Заведующий школой Николай Алексеевич Попов быстро организовал учителей. Их было двое: Лидия Алексеевна Михайлова и Владимир Георгиевич Лукашов, выпускник Белоомутского педучилища. Они собрали детей всей деревни. Выделили две подводы, на которые укладывали снопы. Все дети разбрелись по полю, как муравьи, и подтаскивали на себе по одному -два снопа. Работали целый день. А ведь среди них были даже 9-10-летние ребятишки. Работа спорилась. Руководил скирдованием Василий Ефимович Лопухов, старый колхозник. В день ставили несколько скирд. И хотя все сильно уставали, никто не жаловался.
Особенно трудно приходилось при завершении скирды, так как нужно было умело уложить снопы, чтобы внутрь не попала влага. А ведь работать на высоте не просто: того и гляди - свалишься! Да и подача снопов вилами -дело нелегкое! Хлеб убрали до единого колоса. Но обмолотили его только зимой 1942 года.
Скосили полностью сеяные травы, даже у Оки, на заливных лугах, выросли стога. А вот картофель убрали неполностью, но все же успели заложить семенной фонд. Часть его забуртовали в поле.
С приближением осени участились налеты фашистской авиации. Фашистские стервятники летали даже днем, стремясь прорваться к городу Ступино, железной дороге и Каширской ГРЭС. Но их смело отгоняли наши "ястребки", зенитные расчеты. Спасаясь, фашисты где попало бросали бомбы. К счастью, никто из жителей не пострадал.
Опасаясь высадки немецких десантов, население ставило на полях деревянные столбы и копало ямы, чтобы самолеты противника не могли приземлиться. Поэтому во время налетов немцы бросали листовки. Одна из них гласила:
Московские дамочки,
Не копайте ямочки,
Приедут наши тапочки,
Сравняют ваши ямочки.
Было много листовок провокационного характера: предлагалось всем сдаваться в плен. Листовки тут же уничтожались. С начала войны деревня готовилась к обороне. Был создан штаб МПВО (местной противовоздушной обороны), руководил им Н. А. Попов. Он же обучал все население по особой программе: как следует вести себя по сигналам воздушной тревоги, при воздушном нападении противника, при применении химических отравляющих веществ, как оказать первую медицинскую помощь.
Деревня была разбита на деся-тидворки, люди несли ночные дежурства. По всей деревне жителями были отрыты убежища и укрытия. Окна домов были затемнены, заклеены крест-накрест бумажными полосками, чтобы в случае взрыва бомбы сохранить стекла от воздушной волны.
К началу осени московские дети и их родители выехали в столицу. Некоторые из них были эвакуированы в глубокий тыл. Ввели продовольственные карточки. Школа работала до первого октября, затем, в связи с приближением фронта к Москве, занятия были прекращены почти до первого января 1942 года.
Юноши и девушки в возрасте 15-16 лет двумя партиями были отправлены на строительство оборонительных сооружений по левому берегу Оки между Никифоровом и Зибровом Серпуховского района. Размещались в правлении Никифоровского колхоза. Продукты выделил колхоз "Правда", хлеб выдавали на месте. Спали вповалку на полу, на соломе. На трудности не роптали. Вечером шутили. Рано утром завтракали и комендант Николай Пантелеев (он из Матвейкова, погиб в 1942 году) отправлял всех на работу.
Часто моросили дожди, с Оки дул пронизывающий ветер. Потом наступили морозы, которые сковали землю, и долбить ее было нелегко. Поэтому землю оттаивали с помощью костров. Нередко раздавалась команда: "Воздух", и все старались укрыться от бомб, которые сбрасывали фашистские летчики с самолетов, буквально нависая над землей. Бросались навзничь на землю, укрывались в открытых окопах. Но без жертв не обошлось. Во время одного из очередных налетов была ранена осколком бомбы в бедро Нина Михайлова, контужена Ольга Лопухова. Их отправили в Туровскую больницу.
В связи с введением в Москве и Московской области с 20 октября осадного положения, а также захватом значительной части Тульской области, жители Юго-восточного Подмосковья, в том числе и Матвейкова, оказались в прифронтовой зоне.
В начальной школе расположилась погранзастава, личный состав которой прошел с тяжелыми боями с первого дня войны от границ СССР с Румынией до Подмосковья. Им была поставлена задача: не допустить проникновения в тыл диверсантов, дезертиров, отдельных отступающих групп наших войск. С этой задачей они Справились успешно.
В это же время начинает службу подразделение под названием ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь с целью своевременного оповещения о появлении противника). Это подразделение, в основном состоящее из девушек, выполнило свою задачу и было перебазировано в конце войны.
По распоряжению прибывшего в сентябре работника НКВД А.Е. Милеева, в лесу, в районе реки Воронки, была подготовлена землянка с полным запасом продовольствия на 7-8 месяцев для партизанского отряда.
26 ноября через Матвейково прошли части Второго кавалерийского корпуса генерал-майора П.А. Белова, которые 27 ноября вели бои в районе Каширы, начав решительное наступление по разгрому немецко-фашистских войск под Москвой. Корпус переименован в Первый гвардейский кавалерийский. В это же время из Матвейкова уходили на разведку воины в Иваньковский (ныне Ясногорский) район Тульской области, некоторое время находившийся в руках противника.
В школе располагалась полевая типография, где печаталась фронтовая газета. Сюда прибывали военные корреспонденты и, передав информацию, переночевав, вновь выезжали на фронт. В эти дни здесь был дан большой концерт силами полевой артистической бригады. На нем присутствовали и красноармейцы, и жители деревни. Концерт прошел с большим успехом.
В дни боев за Москву, особен но в декабре 1941 - январе 1942 гг., в Матвейкове велись оборонительные работы: сооружались лесные завалы. В них участвовали и москвичи, и местные жители. Все дома были переполнены людьми. По вечерам в клубе, располагавшемся в' большом доме", собиралось много молодежи. Здесь пели, танцевали. Настроение всегда было приподнятым.
Позднее завалы расчищали, шла заготовка дров для Москвы и Ступица. От Ступина почти до самого Матвейкова была проложена железнодорожная ветка, по которой вывозились дрова. По ней же на "литере" ездили на работу работавшие на ступинских предприятиях, а местные жители - по своим делам. После войны, в 1948 году, дорога была разобрана.
Жизнь населения деревни в войну была очень трудной. Введение карточек на продукты питания обеспечивало полуголодное существование. Рабочие получали по 600 г хлеба в день, служащие -по 500 г, детям полагалось всего лишь 300 г. Выдавалось немного крупы. Рабочие получали талоны на водку. Хлеб был самого низкого качества с примесями. Хим-заводская пекарня стремилась получить как можно больший припек, поэтому хлеб был полусырым и резался как глина.
На рыцке молоко стоило 25-30 рублей за литр. Буханка хлеба -220-250 рублей. Оплата трудодня в колхозе была натуральной, причем выработать трудодень не всегда удавалось. Выше всего оценивались весенне-полевые и уборочные работы. Да и оценка труда производилась на глазок. В целом на трудодень выдавалось по 200-300 г зерна. Выручало подсобное хозяйство, так как почти каждая семья держала корову. Имея молоко, часть которого меняли в г. Ступино на хлеб и другие продукты, можно бьшо выжить.
Особенно трудной оказалась весна 1942 года. Многие семьи, исчерпав запасы продуктов, ходили по картофельным полям, раскапывая мороженую, полусгнившую и почерневшую картошку, собирали ее, промывали, отстаивали в воде и из такого «крахмала» пекли лепешки, получившие в народе название "тошнотики". В пищу использовали крапиву, щавель, грибы, ягоды. 1942 год оказался неурожайным на картофель, поэтому старались сохранить его на семена.
Но ни голод, ни тяжелый труд не сломили дух народа. Не хватало самого необходимого: спичек, соли, одежды и обуви. В деревне работал грибоварочный пункт, руководимый И.Д. Детюхиным, где грибы, которых уродилось очень много, меняли на соль, спички и водку. Принимали и рябину. Соленые грибы и ягоды поступали для снабжения рабочих города, учащихся ремесленного училища.
Достойно глубочайшего уважения отношение родителей к детям и старикам. Не было бомжей. Детей не бросали на произвол судьбы. Удивительно, но факт, что все дети, родившиеся в войну, выкормлены материнским молоком. Но рождаемость, естественно, была очень низкой.
Поражает самоотверженность, с которой члены семьи относились друг к другу. Взять хотя бы семью Аникиных, имевшую 4 детей, старшему из которых, Михаилу,. в 1941 году исполнилось 16 лет. Его отец погиб в первые месяцы войны. Мать, страдавшая серьезной болезнью сердца, выбивалась из сил, чтобы прокормить семью. Она скоропостижно скончалась летом 1942 года. Михаил, работавший подручным кузнеца-молотобойца в 51 цехе СМК, а затем в конном парке, сумел заменить младшим братьям - Саше и Пете и сестренке Маше родителей. Он сохранил корову, хозяйство, успевал все сделать для детей. Они были ухожены, не голодали. Михаил дал им образование через ремесленное училище и вывел в люди. Не случайно его звали уважительно - Михаил Иванович. Он умер рано, воспитав и своих троих детей. Поистине, его жизнь была подвигом.
Все пережил народ, особенно женщины. Получив похоронку и оплакав, погибшего мужа, отца, сына, они переносили душевные муки и терпеливо несли свой долг перед семьей и страной. Немало девушек сели за руль трактора. Многие подростки в это время заменили ушедших на фронт отцов, работая в колхозе или на заводе.
Огромную роль в их судьбе сыграли открывшиеся в 1940 году ремесленные, железнодорожные и строительные училища. Здесь они получили не только квалифицированную профессию, но и рабочий паек, обмундирование, обувь, жилье, а главное, убеждение, что честный труд - основа жизни, который обеспечивает нормальное человеческое существование. Юноши и девушки того времени не пошли воровать или на панель. Они внесли огромный вклад в общую победу, заменив старшее поколение, ушедшее на фронт. А многие честно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
День Победы отметили, как. и вся страна. Радовались, что окончилась жестокая и кровопролитная война, оплакивали погибших на фронтах родных и близких. Некоторые жители выехали поездом в Москву и встретили это знаменательное событие на Красной площади, куда стекались огромные толпы народа.
Тяжелые ранения получили: Алексей Кириллович Мосин, Василий Калистратовйч Акатов, Алексей Сидорович Киселев, Семен Ашмарин, Алексей Чугунов и другие. Воевали матвеиковцы на фронтах и прошли великий ратный путь от Москвы,' Северного Кавказа и Сталинграда до Берлина. Честь и слава им всем!
Более ста человек ушли из Матвейкова защищать Родину, 53 из них погибли. Среди них: летчик-герой Сергей Степанович Пичугин, Борис Кириллович Подметухов, три брата Громовых, Владимир Лукич Чижов и многие -многие другие. Не дожила до Дня Победы Анна Детюхина. Она скончалась от ран в госпитале и похоронена на Вихоренском кладбище И мая 1945 года.
Их подвиг не забыт. Благодарные потомки поставили памятник в родной деревне С. С. Пичугину, а в 2003 году установлена памятная плита с именами всех односельчан, павших в борьбе с фашизмом в 1941-1945 гг.

Б. МИХАИЛОВ,
внешт. корр.,







С. Вихорна Церковь Рождества Божией Матери
К древнему (первое упоминание - в духовной грамоте великого князя Василия Димитриевича начала XV в.) селу, получившему название от речки ведёт от Каширского шоссе единственная малоприметная дорога. Кругом какие-то свалки, всё перекопано, рассыпаны ржавые трубы. Но приближаемся к церкви, и местность преображается: чистые берёзовые рощи, большой и очень красивый пруд. На его берегу стоит каменный трёхпрестольный храм Рождества Божией Матери с приделами Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Он возводился в середине 1860-х гг. (деревянный храм с тем же названием был построен в 1863 г., и почти сразу же начали строить каменный). Усердием церковного старосты М. Никифорова в 1909 г. он отремонтирован.
В советское время храм закрыт и разграблен. Обрушены своды, уничтожено пятиглавие. Последним священникомздесь был о. Феодор Бобков (род. 1874), расстрелянный на Бутовском полигоне 17.02.1938 г. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. о. Фе-одор прославлен как новомученик.
Лесная дорога ведёт в дер. Матвейково, в которой на берегу р. Киреевки стоит каменная часовня конца XIX в. В Вихорне и Матвейково бывал А.П.Чехов во время борьбы с эпидемией холеры в 1893-1895 гг., эти . поселения входили в его участок.

Вихорня (Ситне-Щелкан.-с/с).— Самое раннее упоминание в 1401/02 г. в духовной (завещании) князя Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, сражавшегося рядом с Боброком-Волынским: «...благословил сына Ярослава: Хотунью с тамгою, мыти с селы и з бортью и со всеми пошлинами, Вихорну...»
И сейчас коренные жители произносят без смягчения — Вихорна. Место, обдуваемое вихрями? Или на речке вихревые места? (Д. дает такое толкование слову «вихорь» — пучина, водоверть.) Село, кстати, стояло на речке Вихоренке.

Вихорна. Самое раннее упоминание о селе Вихорна относится  к 1401—02 гг. в духовной (завещании) князя Владимира Андреевича Серпуховского:«... благословил сына Ярослава: Хотунью с тамгою, мыти с селы и з бортью и со всеми пошлинами, Вихорну...» В 1866 г. записана деревянная церковь Рождества Богородицы и построенная в 1863 г. каменная церковь с 3 приделами: Рождества Богородицы, Владимирской иконы Божьей Матери и св. Николая Чудотворца (последний достраивался). В 1890 г. дер. Вихорна нар. Вихоренке относилась к Хатунской волости, число жителей — 468, церковноприходская школа. В 1912 г. числились: парчовая фабрика крестьянина М. Т. Еремеева (занято 15 рабочих) и трактир 3-го разряда.

+1

2

http://funportal.info/kgam/14.gif

0

3

История меня впечатлила!!!  Про то, что деревня вымерла когда то очень давно, тоже слышал, но в изменённом формате... А вот про то, что там где то монастырь был мужской узнал впервые!!! По сему мне нужен, предстоящим летом, Сусанин, который в состоянии точно показать места, где деревня была раньше и место расположения мужского монастыря...

0


Вы здесь » Форум Матвейково » Деревня » Учись, студентик )))


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно